Российские АЗС активно начали развивать новое направление — рынок сопутствующих товаров: горячего чая, кофе, прочих продуктов и промтоваров. Уже сейчас доля «не бензиновых» доходов на отдельных заправках составляет почти четверть выручки. Как признаются участники рынка, «уходить от бензина» они вынуждены из-за растущей налоговой нагрузки.
Налоговые условия и жесткие ограничения по ценам на топливо со стороны государства вынуждают АЗС формировать новое направление — розничный бизнес не топливных продуктов. Например, «Роснефть» от реализации кофе по итогам года получит около 4 млрд рублей. Такие цифры в компании представили «Известиям», уточнив, что «Роснефть» ставит задачей «обеспечивать операционные затраты своих АЗС за счет нетопливного ритейла».
По мнению экспертов, сделать непрофильный бизнес основным на АЗС вполне реально. В частности, как показывает пример Запада, половину дохода розничный бизнес получает от «сопутствующих сервисов» помимо топлива. Потребителя можно «заманивать» любыми другими товарами или услугами— от выпечки до ремонта обуви, уверен директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
Отмечается, что развивать такой бизнес АЗС вынуждены, в первую очередь, по объективным обстоятельствам. В частности, с нового года повысятся сразу три налога, которые включены в стоимость топлива. В то же время, автозаправкам разрешено компенсировать только рост НДС на 1,5% от цены, это, примерно, 70 копеек за литр. По словам участников рынка, свыше 70% цены за литр топлива составляют прямые и косвенные налоги. С января эта планка поднимется до 80%.
Эксперты считают, что в скором времени на российских АЗС будет действовать принцип: 50 на 50. То есть, половину выручки будет приносить топливо, другую половину — товары и услуги, не относящиеся к бензину: кафе, супермаркеты и даже гостиничные комплексы.
Анна Кольцова
Источник: