Юрий Загоровский: «Ни стагнации, ни коллапса в последующем году не будет»

Почему Санкт-Петербург по росту цен на жилище в этом году обогнал Москву, какое пригородное и иностранное жилище пользуется спросом у петербуржцев и чего же ожидать покупателям? О этом Циан.Журнальчику сказал Юрий Загоровский, генеральный директор АН «Дарко», член государственного совета Русской гильдии риэлторов.

«Люди меняют съемные квартиры на ипотечные»

— В этом году Санкт-Петербург стал фаворитом по росту цен на недвижимость. Если в Москве стоимость жилища с начала 2020 года выросла на 8–10%, то в Санкт-Петербурге — 18%. Чем вызван таковой взлет цен?

— На мой взор, взлет цен на жилище вызван ажиотажем, связанным с тревожным ожиданием людей по поводу обесценивания средств. В таковых критериях люди постоянно стараются вложить средства в то, что им необходимо больше всего, — в жилище. В неопределенной ситуации собственники предпочли или остановить реализации, или пробовать реализовать дороже, чтоб обезопасить себя в грядущей другой покупке.

Свою роль в росте цен сыграла и ипотека под 6,5%. У людей возник шанс восполнить бюджет за счет кредитных средств. У покупателей практически не хватило бы средств, чтоб сейчас решать свои жилищные вопросцы, но ипотека помогает.

Фото: Борис Лясковский

— Какое жилище подорожало больше всего?

— Сначала подорожало более востребованное жилище — стандарт- и комфорт-класса. Если выходит приобрести жилище в собственность, люди делают это, меняя съемные квартиры на ипотечные. Наш склад ума различается от склада ума западного человека, который расслабленно всю жизнь арендует жилище.

Поначалу выросли цены на первичном рынке. Это соединено к тому же с тем, что миниатюризируется количество объектов, которые строились по более прибыльным для девелоперов схемам.

С переходом на проектное финансирование чем далее, тем сложнее будет строить объекты с прибыльным для покупателя ценовым соотношением.

— Означает ли это, что покупателям глупо возлагать на то, что в последующем году цены на жилище возвратятся на допандемийный уровень?

— Это реально, если существенно ухудшится финансовая ситуация, и средств у людей будет хватать лишь на пищу и самое нужное. Тогда они отложат решение жилищного вопросца. Спрос понизится, продавать жилище станет труднее (в отличие от нынешнего денька, когда продается всё), и это способно стать предпосылкой для понижения цен.

Но не факт, что это произойдет в последующем году. Есть элементы непредсказуемости, вызванные общей ситуацией в мире, в стране, с пандемической и экономической обстановкой. Какие шаги будет решать правительство, мы тоже пока не осознаем.

Мне кажется, что в последующем году рынок будет приблизительно таковой же, как и сейчас — активный, спросом будут воспользоваться льготная ипотека, муниципальные жилищные программки. Ни коллапса, ни стагнации не будет.

«Исходя из убеждений риэлторского бизнеса этот год будет полностью удачным»

— Как ваша компания пережила первую волну пандемии, когда люди страшились ездить на просмотры, в банки, на сделки?

— Как ни удивительно, страшились не все покупатели, а риэлторы буквально не страшились. Такового, чтоб мы спрятались в собственный кокон и общались с клиентами лишь виртуально, не было. Некое замедление деятельности у нас было во 2-ой половине марта — начале апреля, потом последовал рост активности, мы работали не покладая рук.

— А на данный момент, в осеннюю пору?

— То же самое. Реализации идут весьма отлично. Думаю, исходя из убеждений риэлторского бизнеса год будет полностью удачным. Те компании, которые верно устроены, окончят этот год с неплохим результатом.

— Сколько жилища по вашим сделкам приобретается по ипотеке?

— Если учесть тот фактор, что почаще всего сделки проходят комплексно — продажа со встречной покупкой, мы можем отыскать объект, который устраивает нашего покупателя, в другом агентстве. Если даже не наш клиент покупает квартиру с ипотекой, то в последующем звене таковая покупка находится. В секторе жилой недвижимости у нас с привлечением ипотеки проходит до 70% сделок.

— Не небезопасна ли таковая большая закредитованность населения?

— У нас большая закредитованность быстрее не в ипотечном секторе, а по остальным фронтам. Я бы не именовал ситуацию в секторе ипотечного кредитования каким-то пузырем.

В нашей стране ипотека — инструмент для решения настоящих вопросцев, а не для схемы «кредитоваться — инвестировать — получить прибыль — прибылью погасить ипотеку — опять взять ипотеку».

Такие цепочки существовали в Америке и остальных западных странах, что привело к надуванию ипотечного пузыря во время прошлых кризисов. У нас же по ипотечным сделкам есть еще резервы и припас для роста.

«Лучше три маленьких, чем две огромных комнаты»

— Как изменяются требования покупателей к жилью? К примеру, в Москве с приходом пандемии покупатели стали находить не огромную однокомнатную квартиру, а небольшую двухкомнатную, чтоб было место, где получится обустроить рабочее пространство.

— Тенденция спроса на маленькие малогабаритные квартиры в Санкт-Петербурге нашлась еще до того, как разбушевалась эпидемия. Покупатели отыскивают двух- и трехкомнатные квартиры, в каких комнаты имеют маленькую площадь, но их больше: лучше три маленьких комнаты, чем две огромных.

Опять возникли пожелания, чтоб кухня была отдельной, не совмещенной с гостиной. Ну и метраж приобретаемого жилища уменьшился. Это соединено с тем, что пользователи стараются издержать как можно меньше средств на приобретение жилища, завлекать меньше заемных средств.

Все-же за счет долгого срока кредитования идет существенное удорожание квартир, а люди обязаны брать ипотеку на долгий срок, чтоб уменьшить каждомесячный платеж, по другому им просто не потянуть кредит.

Почаще всего покупатели берут кредит на 10 лет: если брать на наиболее долгий срок, переплата оказывается весьма большенный, а наименьший срок не дозволяет управляться с каждомесячными платежами.

— Кто покупает жилище в Санкт-Петербурге?

— К нам приезжают люди из самых различных регионов — как из южных, так и из северных. По количеству межрегиональных сделок мы уступаем лишь Москве. Приезжают на учебу студенты, которым предки приобретают квартиры, через некое время вослед за детками переезжают и предки, чтоб быть поближе к детям. Бывает, что в Санкт-Петербурге приобретают жилище люди из мест с не весьма неплохой экологией. Так, не так давно прошла сделка с семьей из Челябинска. Есть клиенты, которые из Москвы перебираются в Санкт-Петербург.

— Какой спрос на данный момент на загородную недвижимость?

— Высочайший — мы даже усилили направление экономных пригородных объектов. Возрос спрос конкретно на дешевые объекты: участки, участки с домиками в садоводствах, СНТ. Приобретают маленькие участки: по 15, 12 и даже 6 соток, ценовой спектр — от 700 тыс. до 1,5 млн рублей.

На расстоянии 60–80 км от городка еще реально приобрести пустые участки. К примеру, участок 10 соток с коммуникациями обойдется в 300 тыс. рублей. Такие участки популярны: люди получают их и строят быстровозводимые каркасные дома площадью от 60 до 80 кв. м.

Этот формат животрепещущ для хозяев маленьких квартир в городке — они строят дома, чтоб вывезти на природу деток, стариков.

К слову, пожилые люди у нас имеют право бесплатного проезда на электричках в хоть какое время года, данный факт тоже поддержал стройку таковых дачных домиков.

«Цены на аренду жилища значительно не понижались»

— Что происходит с коммерческой недвижимостью? Как поменялся спрос на кабинеты с переводом служащих на удаленку?

— Непременно, перевод служащих на удаленку сыграл огромную роль. Ряд компаний уменьшил занимаемые площади, в особенности в тех вариантах, когда арендодатели оказались не готовы пойти на понижение арендной ставки. Как мне понятно, почти все арендодатели, чтоб сохранить арендаторов, на весенне-летний период снижали стоимость аренды как минимум на 30%, было много случаев, когда ставки понижались вполовину. И это совместно с рядом остальных антикризисных мер посодействовало почти всем компаниям выдержать в тяжелый период.

— Как изменялись в этом году цены на аренду?

— В Санкт-Петербурге цены на аренду значительно не понижались. Были короткосрочные меры, временные договоренности меж собственниками жилища и арендаторами по отсрочке платежей на два-три месяца либо понижению месячной оплаты на этот срок. Но чтоб сходу заключать контракт на 11 месяцев либо наиболее долгий срок по сниженной ставке, такового не было.

«Когда живешь рядом с морем, нет необходимости созидать его любой денек»

— Ваша компания занимается продажами забугорной недвижимости. Жилище в которых странах вы реализуете?

— Мы работаем с рядом государств, в каких прибыльно получать жилище для неизменного либо временного пребывания. Продаем жилище в Черногории, Сербии, Италии, Испании, Германии, США, Дании, Нидерландах и т. д. В неких странах есть представители нашей компании, кое-где — партнеры, с которыми работаем на неизменной базе. Почаще всего это агентства недвижимости, основоположниками которых являются выходцы из Рф. В таковых агентствах обычно есть русскоговорящие сотрудники, для наших покупателей забугорной недвижимости это комфортно.

— В которых странах предпочитают брать недвижимость петербуржцы?

— Жилище приобретают отлично во всех перечисленных странах, пореже — в Австралии. Кто-то планирует вывозить на отдых к морю семью пару раз в году, кто-то покупает жилище, чтоб повсевременно проживать в иной стране. В моей компании два человека уже живут за границей: один сотрудник с семьей — в Испании, иная сотрудница — в Сербии. Они оба работают на локальном рынке и являются нашими представителями.

Выбирая жилище за границей, люди исходят не только лишь из погодных, да и из экономических и соц качеств. Людям охото большего удобства и спокойствия. Хотя климат, естественно, тоже важен.

К примеру, еще одна наша сотрудница посылает из нашего атмосферного климата в Испанию на летне-осенний период всю свою огромную семью.

— Судя по объявлениям на веб-сайте компании, цены на недвижимость в европейских странах полностью доступные — почти все варианты сравнимы по цены со средней квартирой в Санкт-Петербурге.

— Да, это так: цены полностью доступные и в Италии, и в Испании, если жилище не размещено рядом с береговой линией. К слову, желаю отметить, что почти все местные обитатели и не стремятся жить у моря.

— Почему?

— Весьма неспокойно. В 15–20 минутках ходьбы живется спокойнее. Это для нас кажется принципным вид на море. Когда живешь рядом с морем, нет необходимости созидать его любой денек. Есть много увлекательных объектов, которые находятся на удалении от моря, но по условиям проживания являются полностью удобными, в особенности там, где еще есть и горы. Время от времени люди получают не квартиры, а участки. Скажем, одна из покупательниц купила участок с домиком и огромным яблоневым садом.

— Снизился ли спрос на недвижимость в остальных странах с приходом коронавируса?

— Спрос остался на прежнем уровне, лишь реализация недвижимости пока затруднена в связи с эпидемиологической обстановкой.

— Как вы любите отдыхать, чем занимаетесь в свободное время?

— Я люблю отдыхать с семьей. Нравится выезжать за город, путешествовать по окрестностям Санкт-Петербурга. Сиим в летнюю пору мы сделали поездку по Псковской области, в Пушкинские Горы. Весьма много старенькых российских городов, святых мест — есть где помолиться, на что поглядеть, о чем помыслить. Какие бы ветра пандемии не шумели, у нас на родине можно любопытно отдохнуть и отлично провести время.

Источник: cian.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий