Аналитики ЦИАН выяснили, что приобретением жилья в том же регионе, где пользователь сайта находится в момент совершения запроса, интересуются менее половины от всей аудитории.

Приобретением жилья в том же регионе, где пользователь сайта находится в момент совершения запроса, интересуются менее половины от всей аудитории (40%). Это связано с высоким интересом россиян к жилью в столичных регионах и Краснодарском крае. В среднестатистическом российском регионе 36% пользовательских запросов приходится на объявления в Москве и Подмосковье (из них 29% собственно на столицу РФ и 7% на Московскую область). По 6% от всей аудитории интересуются жильем в Санкт-Петербурге и пригородах, а также в Краснодарском крае; 12% — на иные сочетания субъектов Федерации. 

Доля интереса к объявлениям в "домашнем" регионе может служить индикатором миграционных настроений его жителей. Меньше всего квартирой в том же субъекте Федерации, где находится пользователь, интересуются жители национальных республик юга России (там это связано еще и с тем, что решение жилищного вопроса в них часто связано со строительством собственного дома, а не с покупкой квартиры). В Ингушетии на «местные» объявления приходится 4%, в Чечне 13%, в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии около 20%, в Северной Осетии 29%. Во всех этих регионах лидером пользовательского интереса является Москва (на нее в них приходится до половины всех запросов). В Адыгее на локальные объявления приходится меньше интереса покупателей, чем на предложения в соседнем Краснодарском крае (19% против 38%). Среднероссийский уровень интереса к жилой недвижимости в своем регионе зафиксирован только в Дагестане (40%). 

Другие аутсайдеры по интересу к покупке квартиры в своем регионе — субъекты Федерации с ярко выраженной ресурсной специализацией и/или устойчивым миграционным оттоком населения. В дальневосточных регионах на объявления на локальных рынках приходится от 10% (в Магаданской области) до 31% (в Хабаровском крае) просмотров. Во всех регионах Дальневосточного ФО аудитория активнее интересуется жильем в столице и ее пригородах, чем в своем субъекте Федерации или других крупных агломерациях РФ. Интересно, что наряду с жильем в Московском регионе и Краснодарском крае, на Дальнем Востоке высок интерес к недвижимости в самом западном регионе РФ (на Калининградскую область приходится 5-6% пользовательского интереса). Низкий интерес к покупке квартиры в регионе проживания, в данном случае, напрямую не связан с уровнем доходов населения. Локальный спрос в ресурсодобывающих ЯНАО и ХМАО также невысок (14% и 32% соответственно). Сопоставимые показатели отмечаются и в северных регионах Европейской части РФ (в Мурманской области на местные объявления пришлось 15%, в Коми 17%, в Архангельской области 25% от числа просмотров). В них, помимо жилья в столице, традиционно много запросов к недвижимости в Санкт-Петербурге и окрестностях (в среднем 15-20%). 

На другом полюсе интереса к объявлениям в своем регионе (где больше всего спроса приходится на сам региональный центр) находятся субъекты Федерации в Центральной России с низким уровнем доходов (можно отметить Пензенскую, Кировскую, Тамбовскую области с показателем локализации спроса на уровне 50-55%), а также регионы, граничащие с Московской областью (от 47% во Владимирской области до 58% в Рязанской). В первом случае, для интереса к недвижимости в Москве просто не хватает достаточного платежеспособного спроса, а во второй группе регионов жители лучше знакомы с особенностями жизни в столице и доля просмотров объявлений «из общего интереса» априори намного меньше. Высокая локализация спроса в «своем» регионе также характерна для субъектов Федерации с очень развитыми локальными рынками жилья. К примеру, 54% просмотров приходится на местные объявления в Тюменской области, 61% в Санкт-Петербурге, 63% в Калининградской области

В подавляющем большинстве субъектов Федерации на третьем месте после интереса пользователей к недвижимости в «своем» регионе и в столичных агломерациях приходятся объявления в Краснодарском крае. Среди регионов, где доля запросов к объявлениям в самом комфортном с точки зрения климата регионе РФ выше выделяются субъекты Федерации Северо-Кавказского и Южного федеральных округов (Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Ростовская область), сибирские и дальневосточные регионы (среди жителей Якутии, Камчатки, Сахалинской области, Ямало-Ненецкого автономного округа доля интересующихся жильем на Кубани превышает 10% от всей аудитории в них). 

Иные варианты сочетаний «регион пользователя – регион объявления» фиксируются редко. На запросы, в которых, не совпадают регион пользователя и регион объявления и, при этом, интерес не связан с недвижимостью в столице или в Краснодарском крае, приходится 12% пользовательской активности. Чаще всего, в качестве такого региона выступает ближайший межрегиональный центр (Татарстан для Самарской, Кировской и Нижегородской областей, Чувашии и Марий-Эл; Ставропольский край для республик Северного Кавказа от Дагестана до Карачаево-Черкессии, Воронежская область для всего Черноземья и т.д.). Еще один вариант — это интерес к региону, расположенному «на пути» к Москве. Так, в запросах пользователей из Коми, Архангельской, Вологодской, Костромской и Ивановской областей заметная часть пользовательского интереса приходится на объявления в Ярославской области. В целом по стране, потенциальная миграционная подвижность между сопоставимыми соседними регионами (условно, из Липецкой в Тамбовскую область) обычно крайне невелика — на такие запросы обычно приходится не более 1-2%

Методика и ограничения

Рассматривалась статистика по просмотрам объявлений по покупке городской жилой недвижимости в январе-ноябре 2018 года, в которых удалось определить субъект Федерации, где в момент выполнения запроса находился пользователь (в выборку попало более 90% от всей пользовательской активности сайта cian.ru). Статистика по просмотрам объявлений всегда «смещена» относительно реальных сделок. Как правило, люди интересуются более дорогими и качественными товарами и услугами, чем могут себе позволить. По этой причине, часть запросов к недвижимости в Москве и Подмосковье не подкреплена ничем, кроме общего интереса. Использованная технология обработки информации не позволяет получить точную статистику по поведению пользователей в Крыму и Севастополе.

 

Ипотека – что это такое?

Источник: cian.ru