В 2021 году наметилась довольно интересная тенденция: более половины отечественных компаний полностью переосмыслили программу мотивации сотрудников. Выясняем, как изменились приоритеты ”белых воротничков” за время пандемии.

Какие компании выбирают мотивационные программы в качестве приоритетных?

Согласно результатам опроса сервиса по поиску работы SuperJob, около 58% из 1000 компаний пересмотрели систему мотивации кадров. Несмотря на это, некоторые вещи никогда не меняются — так, в приоритете остаётся получение зарплаты. Но не стоит забывать и про дополнительные стимулы для продолжения работы в той или иной организации. Об их внедрении в программу well-being позаботились 66% работодателей, 12% из которых сделали это менее года назад. 

Отметим, что решение о переменах не всегда принималось спонтанно: ряд компаний занимаются внесением корректив в программу ежегодно, либо с целью соответствовать трендам рынка и ситуации с коронавирусом.
Чаще всего мотивационные программы приходилось пересматривать крупным корпорациям — за 2021 год так поступили 63% представителей этого сегмента. Однако востребованность well-being больше ощущается в организациях с небольшим штатом — в общей сложности программы задействует 68% предприятий малого бизнеса. Кроме того, большой популярностью этот способ работы с персоналом пользуется в 78% банков и 73% компаний сферы продаж. За 2021 год больше всего первопроходцев оказалось в сфере услуг и транспорта — там мотивационные программы внедрили в 16% и 17% случаев соответственно. 

Все и сразу

Свое исследование программ по благополучию сотрудников провела и 
платформа онлайн-рекрутинга hh.ru. Как подчеркнула директор компании по СЗФО Юлия Сахарова, well-being реализуется на основе комплексного подхода по улучшению уровня благополучия и удержанию сотрудников в компании. Особенно подобные шаги стали актуальны с приходом пандемии, когда уровень стресса многих клерков поднялся на критический уровень. 

Для исправления ситуации в идеале необходимо задействовать в программе как можно больше направлений — улучшение рабочей и социальной сферы, физического, эмоционального благополучия, карьерного роста. 

Тем не менее, на практике комплексный подход оказался близок лишь 27% опрошенных работодателей в РФ. Большая часть концентрируется лишь на конкретном аспекте комфортной работы. Около 74% видят улучшение благополучия персонала в оборудовании кухонной зоны, 41% — в создании бесплатной парковки для работников, 36%, — в компенсации услуг связи и коммунальных затрат. Также 62% практикуют практику преемственности и приглашение внутренних кандидатов на вакантны должности.

Здоровье коллектива

Социальная сфера, как правило, связана с введением гибкого графика и получения корпоративной помощи в непростых жизненных ситуациях — подобные опции предоставляют почти 50% работодателей. Что касается физической активности, программы well-being в стране чаще всего касаются ДМС (37%) и регулярные командные занятия спортом (29%). Психологическая помощь распространена не так широко — к услугам психолога прибегают лишь 6% компаний.

Основные направления Well-being в РФ

Как утверждает гендиректор маркетингового агентства VIPRO Анастасия Маклаева, в 2021 году фокус компаний в построении программ благополучия будет направлен на создание рабочей атмосферы, в которой можно будет без труда поддерживать здоровую конкуренцию при поддержании нормального психологического фона.

"Компании пересматривают систему мотивации с целью повышения производительность труда, улучшения качества предоставляемых услуг, повышения объемов продаж и выхода на новые рынки"- отмечает эксперт. "Вопросы производительности труда и качества сервиса особенно актуальны для России, у нас в данных направлениях крайне низкие показатели, это связано и с тем, что понятия сервиса в советское время не было популярным, а как раз Best practice производительности труда были растеряны в постсоветское время. Предмет обсуждения — шире и глубже, он не лежит только в плоскости грамотной мотивации текущих сотрудников, а распространяется в первую очередь на найме талантов, которые как раз могут совершить в данном направлении революцию и, как только такие сотрудники появляются, задачей компании становится их стабилизация и сохранение в коллективе".

По словам эксперта-аудитора по HR и рынку труда Яны Алфёровой, система мотивации должна учитывать не только индивидуальные результаты, но и результаты группового труда. 

Зачастую когда в офисе появляются высокопроизводительные и высококлассные специалисты, их коллеги объединяется с целью выживания конкурентов, добавляет специалист. 

"Также хочу отметить, что размер заработной платы — не является мотивирующим фактором, это гигиенический показатель, характеризующий выбор сотрудника (будет он трудиться в компании или нет, устраивает его данный доход и т.д.). Мотивирует людей — возможности развития, возможность участвовать в принятии решений, перспективы, справедливая оценка труда, возможность соблюсти work-life balance и т.д." — подчеркнула Яна Алфёрова.

Как резюмировала эксперт, качество сервиса оценивается по индексу лояльности заказчика и покупателей поэтому они, безусловно, должны влиять на мотивационную составляющую труда.
"Мотивация сотрудников отдела продаж всегда играла важную роль в бизнесе, и я наблюдаю здесь большую фокусировку на расширения зоны покрытия и сфер предоставляемых услуг, соответствующим образом меняются и KPI продаж. Я бы обозначила следующий тренд — подход к комплексности и системности, уход от единичных активностей и перевод их в плоскость стратегии управления талантами" — отметила Алферова.

 

Источник: delovoe.tv