Психология мотивации

Психология мотивации – многоаспектная категория, изучением которой занимаются на протяжении многих десятилетий. Прежде чем говорить о теоретическом аспекте, надо раскрыть понятие «мотивация», которое предполагает определенную совокупность внутренних и внешних возбудителей, подталкивающих человека к определенному действию. Кроме того, сам процесс создает предпосылки для достижения поставленных целей личного и общественного характера.

Отличительные особенности

Понятие «мотивация» имеет более широкое значение, чем «мотив». Говоря о мотиве, следует подразумевать внутренний побудитель к действию, который принадлежит самому субъекту. Мотивация имеет два смысла, где в роли первого выступает определенный набор факторов, который может повлиять на человека и его деятельность, а в роли второго выступает процессная характеристика, позволяющая поддерживать активность на одном и том же уровне.

Определение перспективных целей и рациональных путей решения задач будет крайне неэффективно, если в реализации не будет заинтересован сам человек. Такое простое топливо как стимул, будет играть большую роль в жизни. Особенным плюсом мотивации может считаться компенсация недостающих функций.

Если понятие «планирование» вызывает у сотрудника некоторый дискомфорт, то без соответствующей мотивации будет сложно. Успех в жизни, карьере или бизнесе строится не только на основании профессионализма, но и на достижении поставленных целей. Надо понять, что разумное стремление приведет к достижению высоких результатов.

Как показывает практика, то большое количество мотивов приводит к активизации трудового процесса. Говоря простым языком, человек готов прикладывать больше усилий в единицу времени, тем самым удается существенно повысить эффективность.

Высокомотивированные субъекты будут работать больше, следовательно, достижение высоких результатов станет закономерным следствием. Каждый руководитель должен понимать, что мотивация – это не просто развивающая отрасль знаний, но и одна важнейших составляющих успешной деятельности. Довольно часто она ставится в один ряд с:

    профессиональными навыками;
    опытом;
    знаниями и т.д.

Психологические теории мотивации должны рассматриваться комплексно, поскольку они связаны с различными видами потребностей. Было бы неправильно говорить о мотивационной сфере человека, ориентируясь на индивидуальные потребности. Дело в том, что личные потребности сформированы из общественного контекста, который накладывает определенный отпечаток.

Рассматривая вышеописанное понятие, надо понять, что оно отражает совокупные потребности, состоящие из личных и общественных формаций. Степень их проявления будет зависеть от места, которое занимает человек в обществе, то есть социальный статус накладывает определенный отпечаток.

Естественный и искусственный вид

Виды мотивации должен знать каждый сотрудник, который стремится к личному совершенствованию. Начать надо с того, что потребности личности отличаются от потребностей социума, несмотря на неразрывность этих составляющих.

На сегодняшний день выделяется естественная и искусственная мотивация. Представленные виды имеют определенные различия, которые связаны с природой происхождения. Искусственное стимулирование создавалось людьми для достижения целей, а естественное является отражением человеческой природы.

Естественные стимулы, как можно понять из названия, порождены человеческими потребностями. Например, субъект, который сильно устал, хочет быстрее отдохнуть, голодный – насытиться. Рассматривая искусственные виды, надо обращаться внимание на манипуляции, воздействующие на личность.

Многие не могут отличить понятие «позитивной» и «негативной» стимуляции, которая связана с принятием или отрицанием. Говоря простым языком, задачи, которые требуют решения, должны оперативно решаться независимо от силы воздействия на человека. Мотивация может быть направлена как к чему-то, так и от чего-то.

Простой пример, отражающий позитивное направление: «Я получу сладости, если съем тарелку супа» или «Я пойду гулять, если уберу в своей комнате». Негативный подтекст можно увидеть в следующих примерах: «Если я не буду баловаться, то меня не будут ругать», «Если я сделаю домашнюю работу, то меня не накажут».

Мотивация еще и ситуационное понятие, которое может быть связано с жесткими формами воздействия:

    принуждение;
    физическое влияние и т.д.

Каждый вид должен использоваться в общем контексте ситуации. Нет универсальных шаблонов, которые подходили для решения любой проблемы.

Внешняя и внутренняя сторона

Необходимо отметить, что внешнее стимулирование предполагает использование внешних факторов, а внутреннее — привлечение внутренних резервов. Для наглядного примера можно рассмотреть такую ситуацию: начали надвигаться грозовые тучи, которые побуждают скорее возвращаться домой или не выходить из него вовсе. В данном случае человек получает стимул, который ускоряет темпы его деятельности.

Внешняя мотивация построена на материальных благах, а внутренняя побуждает интерес к текущему действию. Исходя из этого, можно понять, что внешние побудители могут навязываться кем-то, приводя к изменению эмоционального состояния. Результатом простого воздействия может стать повышение эффективности, но только на короткий отрезок времени.

Реактивная мотивация построена на будущих планах, в которых довольно часто отражается негативная картина. Каждый руководитель занимается подбором оптимального набора мотивов, которые влияют на производительность. Если для одного человека будет просто необходим денежный подарок, то другому хватит общественного признания в виде похвалы.

В некоторых ситуациях практически невозможно соотнести определенный вид деятельности с видом мотивации.

Как мотивировать персонал?

Говоря о стимулировании персонала, надо подразумевать конкретные рычаги воздействия. Специфика будет несколько отличаться в сравнении с общепринятыми видами. Влияние руководителя направлено на повышение продуктивности. В результате этого процесса выделяется две стороны: та, которая влияет, и та, на которую оказывается влияние.

Прежде всего, шеф должен быть заинтересован в том, что работники трудились на благо общей цели. Понимание в данном вопросе позволит определить текущую ситуацию, а на основании полученной информации сделать соответствующие выводы. Каждый человек должен чувствовать себя комфортно, а потому необходимо «закрывать» не только естественные, но и искусственные потребности.

Руководитель может повышать производительность труда при помощи таких рычагов воздействия:

    материальные средства;
    карьерный рост.

Под материальными средствами подразумевается плата за выполненную работу. От качества исполнения обязательств руководителя и своевременности будет зависеть возможность удовлетворения потребностей. Чем позднее работник будет получать заработную плату, тем быстрее будет падать продуктивность. Премия – приятный бонус, к которому стремится каждый сотрудник.

Карьерный рост связан с появлением особых привилегий и условий. Получение знаний и профессиональное развитие повышает конкурентоспособность сотрудника, а это скажется на его окладе. Каждый руководитель должен хорошо ориентироваться в мотивационных аспектах труда. Он всегда сможет применить инструмент, который подойдет для каждого сотрудника, ориентируясь на его потребности.

Автор: Игорь Гончаров

Источник: legkopolezno.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий